О Святых источниках

Говоря о Святом источнике и Святой воде не лишним будет благочестивому читателю напомнить, а для кого-то и впервые узнать хотя бы кратко о чем вообще идет речь. Да не повредит дополнительное просвещение в этом вопросе желающим посетить Святой источник, или размышляющим на эту тему.

Священное писание, содержащее Божественное Откровение о вере в Бога и почитании Его, православные нередко называют святым источником. В нем люди черпают духовные силы, из Священного писания утоляется жажда богопознания. А святая вода, к которой припадают люди, так же благодатна, как и Слово Божие. Почему же именно в воде люди находят очищающую и животворящую силу? Почему у святых источников так часто происходят чудесные исцеления? Что такое «святой источник»? Как, наконец, наука относится к святой воде»?

Возвращая первозданную чистоту

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников, но первый пример подан был Самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил естество воды. Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объяснял это так: «Начало мира — есть вода, и начало Евангелия — Иордан». От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени (то есть со времени Крещения) Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водное естество…».

Правда, не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда на земле все было свято и чисто. Воду на Земле Бог создал до света, до создания тверди земной, до растительности, даже до времени. Бог создал воду в первый день творения. «И увидел Бог, что все, что Он создал, — говорится в книге Бытия, — хорошо весьма». Живя в созданном Богом гармоничном мире, человек должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил». Но дальше было грехопадение, и Дух Божий отступил от нечистого создания. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть». После этого все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха. Стихии, прежде служившие человеку, изменились. И вода, сделавшись стоком нечистот, стала опасной, стала выступать орудием наказания нечестивых. Правда, и тогда люди не были вовсе лишены святой воды.

Изведенный Моисеем из скалы источник струил, скорее всего, не-простую воду. Понятие о святой воде встречается уже в Ветхом завете: «…И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд», говорится в книге Чисел. В 4 книге Царств сказано еще определеннее: «Пойди и омойся в Иордане, и твое тело исцелится, и ты сам очистишься!». Но история с крещением Иисуса Христа в реке Иордан — особенная.

При Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благословение». Так после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.

Кто-то спросит: зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она уже освящена Крещением Самого Сына Божия? Увы, люди, хоть и обновленные благодатью Божьей, до смерти носят в себе семя первородного греха. Грешим и снова вносим в мир тление и нечистоту. Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое животворящее слово, даровал право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви, чтобы Церковь вопреки неоскудеваемому в человеке греху, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость. Освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих людей от духовных скверн.

Святая вода и открытия ученых

История хранит великое множество примеров исцеления святой водой. Согласитесь, не могут же все эти случаи быть результатом некоего «психологического воздействия на верующих», на которое так любили ссылаться лет 30 — 40 назад приверженцы атеизма. Сегодня наука располагает удивительными данными о качествах святой воды и о том, как самая обычная вода «реагирует» на крестное знамение.

Известно, что вода может воздействовать на человеческий организм различными способами. Например, механически, как, скажем, душ, массирующий тело. Вода может воздействовать своим химическим составом, что очень ярко проявляется при употреблении минеральной воды. Может вода воздействовать электромагнитным излучением или полем. Тут уместно вспомнить эффект так называемой «магнитной воды». Так к какому же из этих типов надо отнести воздействие святой воды. Или, может быть, это вовсе неизвестный нам пока феномен?

Ответ могут дать опыты, проведенные сотрудниками Московского института информационно-волновых технологий (МИИВТ). Эти исследования показали, что у разных образцов святой воды одинаковое электромагнитное излучение (ЭМИ). Оно очень сильно отличается от излучения простой воды и даже от так называемой «серебряной воды». Надо пояснить, что длительное время считали, будто бы святая вода обладает всего лишь одним свойством — обеззараживающим. И объясняли это присутствием в воде серебра. Но, согласитесь, это никак не объясняло, почему святая вода совершает чудесные исцеления. Опыты в МИИВТе дали ответ на многовековую загадку.

Оказалось, кривая на экранах приборов, регистрировавших электромагнитное излучение святой воды, полностью совпадает с ломаной линией, которая появляется при диагностике совершенно здорового органа. Тот же результат был получен при исследованиях простой воды, в которую добавили святую. Стало ясно, что святая вода на самом деле чудо, природа которого совершенно непонятна и которое предстоит еще долго изучать. Она передает человеческому организму здоровое электромагнитное излучение, как бы исправляя больные частоты нездоровых органов и таким образом их излечивает.

Опыты показали, что если в емкость объемом 60 литров добавить одну ложку святой воды, то обычная вода начинает излучать такие же ЭМИ, как и святая. Еще более сенсационные результаты были получены физиками одного из санкт-петербургских НИИ. Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробов и изменяет оптические свойства воды. «Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье имеет глубокий смысл, — рассказывает физик Ангелина Малаховская. — Еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит каждый день».

Исследования проводились по благословению Церкви почти 10 лет. Огромная серия экспериментов многократно перепроверялась, перед тем как обнародовать результаты. Сами эти результаты поистине феноменальны. Были выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего — преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.

Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов — колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержалась кишечная палочка, золотистый стафилококк. Оказалось, если прочитать «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в семь, 10, 100 и даже более чем в тысячу раз! По условиям эксперимента молитву читали и верующие, и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольными образцами.

Было доказано благотворное влияние молитвы и крестного знамения и на человека — у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивительно, но факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении. У гипотоников давление повышалось, у гипертоников — понижалось. При этом было отмечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.

Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. Выяснилось, что оптическая плотность воды после освящения повышается. Вода как бы насыщается светом. Человек увидеть эти целительные изменения уловить не может, но спектрограф показывает это совершенно объективно. Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. При этом оптическая плотность водопроводной воды, над которой совершает крестное знамение обычный верующий, мирянин, повышается почти в 1,5 раза. А при освящении священником — почти в 2,5 раза! Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком. Оказалось, вода «различает» даже степени веры — оптическая плотность изменялась только на 10 процентов.

Простая и загадочная вода

Вообще вода —одно из самых удивительных веществ в природе. Например, ее теплоемкость почти вдвое превышает таковую растительных масел, ацетона, фенола, глицерина, спирта, парафина.

Ученые до сих пор не могут прийти к согласию по проблеме 37-градусной температуры в животном мире. Как известно, при нагревании любого вещества его теплоемкость возрастает. Любого, кроме воды. При ее нагревании от 0 до 37 градусов теплоемкость падает и лишь при дальнейшем нагревании начинает возрастать. Этот факт означает, что при 36 — 37 градусах для повышения температуры некоторого объема воды необходимо минимальное количество тепла. Похоже, именно это свойство воды является главным фактором эволюции при выработке теплокровности на уровне 37 градусов по Цельсию.

Вода очень плохо испаряется. Если бы не это обстоятельство, многие озера и реки полностью бы пересыхали. Плотность воды тоже удивительна. При охлаждении она увеличивается только до температуры плюс четыре градуса, а далее вновь уменьшается. Это означает, что самая тяжелая вода именно при плюс четырех градусах, и она опускается на дно, а из более холодной формируется ледяной покров, но на поверхности!

Вода как бы создана для того, чтобы в ней находилась жизнь. Даже при температуре ниже нуля замерзание никогда не начинается со дна, а только с поверхности. В организме взрослого человека содержится около 65 процентов воды. Чем моложе организм, тем он богаче водою. Месячный эмбрион состоит из воды на 97 процентов, новорожденный — на 75-80 процентов. У пожилых людей содержание воды составляет 57 и менее процентов.

О воде много говорится, но мало сказано. Как ни странно, она до сих пор остается наименее изученным веществом природы. Объяснить это очень просто — вокруг нас масса воды, она под нами, в нас. Что же тут особенно изучать…

О тех, кто не может принять святой воды

Если и обычная вода практически не изучена, то что тут говорить про святую воду! Даже те ученые, которые безо всяких сомнений принимают святую воду, мало что могут объяснить. Вот как в книге, вышедшей в начале ХХ столетия, один из профессоров психиатрии рассказывал о разделении им душевнобольных на одержимых (или бесноватых) и больных с повреждениями органов нервной системы.

Первых он определял очень просто. Он давал им выпить святой воды. И никто не мог заставить одержимого выпить святую воду! В книге В. Артемова и Н. Суханина «Святые источники» приводится случай уже из современной жизни, подтверждающий такую особенность.

Одна из паломниц посетила матушку Е., очень старую монахиню высокой духовной жизни. К ней приезжали со всей страны за духовной помощью. Матушка принимала по утрам, выслушивала, молилась, отвечала на вопросы и давала святой воды. От такой воды, по свидетельству многих, исцелялись даже от неизлечимых болезней.

Как рассказывала паломница, она пришла, когда матушка уже закончила прием. Послушница сказала: «Найдите себе в деревне ночлег. Матушка примет вас завтра». — Я знаю одну старушку, которая пускает к себе на ночь, — сказала одна из приехавших к матушке женщин. — А разве вы не пойдете с нами? — спросили у нее. — Меня старушка к себе не пустит, — уверенно сказала женщина. Паломники не поверили и уговорили ее отправиться вместе. Старушка встретила их приветливо, но когда заметила женщину, указавшую место ночлега, замахала на нее руками: — А ты иди, иди… Не понимая, в чем дело, паломники стали упрашивать старушку пустить переночевать и ту женщину. — Вы ее не знаете, — сказала старушка, — ведь она никогда не пьет матушкиной воды, а в лесу ее выливает. Чтобы уверить нас в этом, старушка достала из-под образов бутылочку, налила в стакан святой воды и дала той женщине, которую не хотела пускать. — На, вот, пей, тогда я тебя пущу. Женщина взяла в руки стакан, подержала его в руке. По ее лицу было видно, что в ее душе происходит какая-то борьба. Наконец она вернула стакан, даже не попытавшись сделать из него глоток — Не могу пить, — сказала она.

Другую историю рассказал один из нынешних священников. В день Богоявления он в храме наливал в сосуды богомольцев только что освященную воду. Подходит женщина и протягивает ему бутылку. Едва священник начал наливать в нее святую воду, как в его руках бутылка лопнула и разлетелась на мелкие осколки. Изумленный священник спросил у женщины:

— Что это за бутылка? Не было в ней чего-нибудь? Смущенная женщина отвечает: — Батюшка, я хотела, чтобы один парень женился на моей дочери. Чтобы приворожить его, я достала у одной старушки наговоренной воды, но побоялась дать ее дочери. Для верности я хотела, чтобы к той воде добавили еще и крещенской…

«Если вера есть теплая…»

На территории России огромное количество святых источников. Есть знаменитые на всю страну, такие, как возникшие в местах обитания величайшего православного святого Сергия Радонежского. Есть «скромные», открывшиеся относительно недавно, как Святой ключ, забивший в местечке Ложок Искитимского района Новосибирской области. Здесь с 1929 по 1955 годы находился один из самых страшных лагерей ГУЛАГа — ОЛП-4 — лагерь особо строгого назначения. Многие страдали в этом лагере за веру.

Почитаться святыми могут собственно источники и родники, колодцы и даже целые озера. Обстоятельства возникновения святых источников бывают самыми разными. Источник может появиться на месте обнаружения той или иной чудотворной иконы. Например, Колочский источник у Успенского Колоцкого монастыря в Московской области забил на месте явления Колочской иконы Богоматери. Источник Коренной пустыни в Курской области — на месте явления иконы «Знамение».

Возникновение святых источников связано со случаем явления Богоматери. Таков, например, источник Стопы Божией Матери в Почаевской лавре на Украине. По преданию, он возник в XIV веке в углублении камня, которое верующие почитают как след от стопы Богородицы. Перед тем как источник был обнаружен, монах, живший неподалеку в пещере, видел Божию Матерь, стоявшую на камне на вершине горы.

Источник может появиться после молитвы того или иного святого (Михаила Клопского, Савватия Тверского, Сергия Радонежского, Давида Гареджийского и других). Так, один из источников преподобного Сергия Радонежского, согласно житию, забил на сухом месте, там, где преподобный ударил посохом о землю. А случается, что святые колодцы выкапываются святыми собственноручно и носят, как правило, их имя.

Освящение вод в озере Антониево-Дымского монастыря

Нередко источники находятся на месте (или неподалеку от него) подвижничества того или иного православного святого, старца или чтимого в данной местности подвижника. Часто источник и называют по имени этого святого. Скажем, источник преподобного Николая Пустынножителя в Псковской области или источник схимонахини Анисии в Татарстане. А вот некоторые озера почитаются святыми после массового крещения в их водах.

Нередко со святыми источниками связано предание, что на их месте существовал когда-то православный храм, который ушел под землю и колокольный звон с которого можно услышать и сейчас. Таково святое озеро в селе Косино под Москвой, святое озеро под Шатурой в Московской области, святой источник в селе Ижеславль Рязанской области.

Порой со святыми источниками связаны рассказы о сверхъестественных событиях. Например, когда патриарх Никон, отслужив молебен, опустил на дно Валдайского озера крест и Евангелие, присутствовавшие при богослужении увидели огненный столп, уходящий в небо. А с источником Скорыж в Брянской области связано явление Пресвятой Троицы в начале XX века.

Святой источник может быть оформлен часовней, беседкой, завершающейся главкой с крестом, просто крестом. В редких случаях источник может находиться внутри храма. Доступ к большинству источников открыт постоянно. Есть источники, для посещения которых следует по-просить ключи у церковнослужителей из ближайшего монастыря или храма.

В святом источнике разрешается набирать воду, обливаться, купаться. Для последнего возле источников специально устраиваются купальни, иногда раздельные для мужчин и женщин. Окунаться в воду следует с молитвой, обращенной к Богу или к тому святому, именем которого назван источник.

Вода любого святого источника, без сомнений, целительна от всякого недуга. Однако существуют источники, которые Премудрость Божия наделила особой благодатью помогать в той или иной болезни. Так, рядом с Псковско-Печерским монастырем расположен источник св. Иоанна Предтечи, вода из которого особенно помогает при головных болях. Около Старого Изборска есть источник, вода которого исцеляет глазные болезни. В Киево-Печерской Лавре есть храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Каждый день здесь совершаются молебны о здравии, освящается вода, принимая которую десятки тысяч людей получают исцеление.

Разумеется, не у всякого верующего есть возможность посетить святые источники. Этим верующим православный врач и священник о. Вадим предлагает помолиться иконе Божией Матери «Живоносный источник», перед которой молятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все, обращающиеся к Ней с верой, получают исцеление. Вот слова молитвы пред иконой Божией Матери «Живоносный источник»:

Царице моя преблагая, Надежде моя Богородице, прибежище сирых и странных Представительнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши; яко не имам иныя помощи разве Тебя, ни иныя Представительницы, ни Благая Утешительницы, токмо Тебя, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Для рассказа обо всех святых источниках на Руси не хватит не то что газетных страниц, не хватит даже толстого тома. И уж точно никакие книги не вместят перечня тех чудесных исцелений, которые случались и случаются! — при посещении больными святых источников. Мы не будем даже пытаться пересказывать хотя бы малую часть таких историй. Расскажем о другом: о том, что бессмысленно уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника.

«Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, — наставлял Феофан Затворник. — Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться… но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или приходского священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата.

Во оставление грехов моих…

Освященная вода очищает верующих людей, укрепляет их подвиг спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в святую воду при крещении, и святая вода в этом таинстве омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно используется при освящении храмов и всех предметов, употребляемых в богослужении. Без святой воды невозможно освящение домов, автомашин, любого обиходного предмета. Нас окропляют святой водой при крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный несет домой сосуд со святой водой и хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и при всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается православными только натощак. Она, принимаемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему святой водой окропляют жилище и всякую вещь.

Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленной воды. Преподобный Амвросий послал смертельно больному бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, — нет.

Чтобы святая вода принесла пользу, надо заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и дел. И при каждом прикосновении к святой воде возносить — в уме и в сердце — молитву. Слова молитвы на принятие Просфоры и Святой Воды просты и всем понятны.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святыя Твоя во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Сататья Александра ОКОНИШНИКОВА, перепечатано из газеты «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

 

Определение святого источника предельно просто: вода его считается святой в том случае, если известно, что родник открылся в этом месте молитвами определенного святого, либо в случае явления на нем, чудотворной или местночтимой иконы. Около таких источников принято было строить часовни или церкви, создавать монастыри. В наше время, для того чтобы люди могли совершить омовение, святые источники оборудуются специальными купелями. Люди верят, что Господь являет свою милость людям через воду источника. Однако есть одно очень важное условие — вера человека в возможность исцеления. Без этого можно пить святую воду литрами без особого успеха. Вреда здоровью это не принесет, может быть, будет полезно для желудка, но не более того. Часто вода из святых источников содержит в своем составе множество полезных для организма человека элементов. Священники говорят о том, что если определять природу святого источника, то его вода это идеальная вода, такая, какой она должна быть на самом деле, не зараженная грехом.

Что нужно знать при посещении святых источников? Перед окунанием в святой источник нужно обязательно надеть нательный крест, а украшения снять Женщинам следует смыть макияж На территории святого источника следует держать себя благочестиво: нельзя курить, распивать алкогольные напитки, есть, мусорить, вести себя шумно и развязно, сквернословить Женщинам в период «критических дней» окунание в источниках не благословляется Перед купанием нужно перекреститься с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» и трижды окунуться с головой в источник Паломницы по традиции окунаются в источник в рубашках Окунание в источник — не купание и не мытьё. Не благословляется пользоваться мылом, шампунями, стирать, мыть посуду Традиции завязывания возле источников ленточек, «замачивания» полотенец и одежды являются языческими.

Наверх