Твердыня казачьего края. Трёхсвятительский храм с. Медведево

Из истории храма

Трёхсвятительский храм
Трёхсвятительский храм

Этот храм называют твердыней казачьего края. Он был построен на народные средства и освящен в 1893 году в честь святителей Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских. Поэтому его и стали называть Трёхсвятительским.

История церкви в селе Медведеве Челябинской области удивительна и неповторима. От закладки первого камня и до сегодняшнего ее (по сути, третьего) восстановления в судьбе сельского храма приняли участие тысячи людей. Одному Богу известно, сколько испытаний претерпел православный народ и сколько молитвенных прошений было вознесено Господу, чтобы создать и сохранить Дом Божий на земле!

Не стоит село без храма

Когда было основано село Медведево - точной даты нет. Но зато известно многое другое. Первыми его поселенцами, судя по всему, стало семейство казаков Медведевых, которое переселилось из

Поселок быстро разрастался. Кроме его основателей - рода Медведевых - старожилами становились другие казачьи семьи из Чебаркульской крепости: Бухарины, Щапины, Антоновы, Колеватовы, Жигаловы, Зеленины, Савельевы, Солдатовы, Дышаевы, Кадышевы, Смирновы. Как правило, все семьи были многодетными.

Ближайшая церковь в честь Покрова Божией Матери, где шло богослужение, находилась в Травниках, что в 10 верстах от Медведеве. Крепким в православной вере казачьим семьям приходилось зимой на санях, летом на бричках, а где-то и пешком добираться до соседней церкви, чтобы отстоять воскресную или праздничную службу. Из той же станицы самому священнику нередко приходилось добираться до Медведеве, чтобы окрестить родившихся или отпеть умерших.

Много раз на сходках казаки вели разговоры о строительстве своего храма, и вот в июле 1881 года в Синод поступает прошение от медведевских казаков Максима Антонова, Якова Угрюмова и урядника Алексея Бухарина с просьбой о разрешении построить церковь. Наконец, в августе 1883 года из Оренбургской духовной консистории пришло письменное разрешение на инициативу казаков. Пока строилась церковь, медведевцы организовали свой приход, который разместился в обывательском доме. Первые богослужения вел священник отец Василий Емельянов, назначенный Преосвященным Макарием, архиепископом Оренбургским. Помогал ему в службах псаломщик Николай Иванович Протасов.

Храм 1883г.
Храм 1883г.

Строительство длилось без малого 10 лет, поскольку храм возводился на народные средства. Наконец 16 сентября (по старому стилю) 1893 года усердие казаков было вознаграждено: над селом встал красавец - храм, который освятили в честь святителей Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских. Храм стали называть Трехсвятительским.

Первым священником храма стал отец Николай Малышев. Он родился 5 декабря 1862 года (по старому стилю) в селе Булгакове Уфимской губернии в семье диакона Аполлинария Ивановича Малышева.

В 1882 году окончил курс Благовещенской учительской семинарии и был удостоен звания учителя начального училища.

отец Николай Малышев
отец Николай (Малышев)

По воинской повинности был причислен к Троицкому призывному участку и зачислен в ратники ополчения.

До 1888 года был учителем ремесленного училища в г. Троицке. 29 августа 1888 года Преосвященным Макарием, епископом Оренбургским и Уральским, рукоположен в сан диакона и направлен в Челябинск, где служил в Христорождественском соборе и преподавал в приходской школе.

За усердие школьному делу отец Николай был награжден набедренником. Затем 18 апреля 1893 года он рукоположен во иерея (священника) и определен в Медведевский приход. Ему шел 31-й год. Его жене, Клавдии Александровне, дочери штабс-капитана Александра Лаврентьева, было 28 лет. В то время у них было уже трое малолетних детей: Варвара, Нина, Анна и племянник Саша, сын умершего брата.

Храм еще достраивался, предстояли его отделка, приобретение необходимой утвари. Все это требовало немалых усилий клира и прихожан. Поскольку домов для причта еще не построили, семья священника жила на общественной квартире. Только в 1895 году семья обрела свое жилье. Казаки построили для батюшки деревянный, крытый железом, довольно удобный дом с добротными надворными постройками.

Фото 1915г
Фото 1915г

Слева на право: диакон Константин Никитин,
о.Николай Малышев, его внучка староста,
храма Василий Козмич Медведев

В то время с отцом Николаем служил диакон Иоанн Протопопов. Церковным старостой был войсковой гражданин Лев Егорович Медведев, окончивший курс в казачьей поселковой школе.

Храм стал центром и средоточием жизни всего села. В 1895 году было открыто приходское попечительство. Священник Николай Малышев после службы преподавал уроки Закона Божьего для детей в двух школах казачьего ведомства.

В то время церковная библиотека насчитывала 113 томов, в основном, духовной литературы.

В 1905 г. Трехсвятительский храм в Медведеве посетил епископ Оренбургской епархии Макарий и даже заночевал здесь.

В 1915г. Священный Синод наградил отца Николая орденом Святого Владимира IV степени за труды на духовной ниве. Высочайшее благословение получили и казаки, которые жертвовали на строительство и благоустройство церкви. Среди них урядник Василий Медведев и казак Иван Кузнецов.

Из исторических хроник также известно, что в 1916 г. в селе Медведевском пребывала крестным ходом известная чудотворная икона Табынской Божией Матери.

Война против своего народа

В годы революционного переворота на Урале «белое движение» возглавил адмирал Колчак. «Красные» упорно наступали. 23 июня 1919 г. линия фронта пролегала через разъезд Тактыбай и с.Медведево.

Старожилы рассказывали, что казаки-колчаковцы установили на колокольне храма пулемет, чтобы сдерживать натиск «красных», выступивших под предводительством Хаханьяна.

Противостояние закончилось тем, что «красные», стреляя из орудия, установленного возле моста на берегу реки Бишкильки, попали в колокольню, разрушили ее и вместе с нею - самый большой купол, увенчанный крестом.

Сохранилось предание о том, что после разрушения колокольни вооруженные красноармейцы ворвались на территорию храма, схватили находившегося там священника - отца Иоанна (имя документально не установлено) и расстреляли его прямо возле алтарной части церкви.

Прихожане священника похоронили, как было принято, в церковной ограде, и как могли, отремонтировали разрушенную колокольню. Так, милостью Божией в храме в продолжение еще 15 лет шло богослужение.

В декабре 1919г. арестовывают отца Николая Малышева и отправляют в Челябинскую Губчека, сажают в тюрьму «за контрреволюционную деятельность» (по ложному доносу трех жителей села, чьи имена известны).

За батюшку вступились прихожане храма. На общем собрании они написали заявление (ходатайство) об освобождении священника Николая Аполлинарьевича Малышева, который «всегда с кафедры и на собраниях призывал нас не проливать братской крови, а устраивать жизнь мирным путем, идя рука об руку, с братской любовью». Под ходатайством подписались 86 человек.

Это было время массового террора и репрессий против церкви и ее служителей, и требовалось немалое мужество, а главное - крепкая вера, чтобы открыто выступить в защиту священника.

В ноябре 1920 года батюшку освободили по амнистии, но на шесть лет запретили служить. По сути, отец Николай находился под домашним арестом, так как выезжать из Медведево ему запретили.

В 1926 году, оправившись от потрясений, протоиерей Николай Малышев перешел на службу в Александро-Невский храм г.Миасса. Здесь его испытания не закончились: он был снова арестован, правда, по приговору оправдан.

В 1930 году батюшка в очередной раз стал узником НКВД вместе с группой миасских священников. У него изъяты альбомы с фотографиями иереев, книги, серебряный крест, переписка с духовными чадами. Вскоре его отпустили, но запретили служить. Тем не менее, отец Николай не оставил своих духовных чад без окормления и слов утешения.

В 1937 году сотрудники НКВД сфабриковали дело против священников тихоновской ориентации. Брали всех без разбора. Не пощадили и 75-летнего отца Николая Малышева, вменив ему в вину участие в нелегальной контрреволюционной организации.

На суде батюшка не признал себя виновным и просил судей о снисхождении: «По своим годам и здоровью я стою на краю могилы, прошу дать мне умереть на своей родине и на свободе». Но «тройка» управления НКВД по Челябинской области беспощадно постановила: Малышева Николая Аполлинарьевича расстрелять. Приговор был приведен в исполнение 4 октября 1937 года.

В 20-х годах, когда Трехсвятительский храм нередко оставался без священника, богослужения все же не прекращались.

В этот период настоятелем храма стал иерей Константин Никитин. Ему помогал диакон Павел Черноба. Отец Павел вместе с семьей жил в Медведеве на квартире атамана Степана Михайловича Щапина, на дочери которого он был женат. Павел и Параскева повенчались в Трехсвятительском храме. Тогда он еще был регентом церковного хора, а его супруга - певчая.

Но в 30-х годах, когда усилились гонения на священников, о.Павел, как зять репрессированного атамана, был арестован и выслан в Среднюю Азию, в город Чарджоу (Туркмения).

Там он устроился работать на железной дороге. И в 1937 году, когда на станции произошла авария, во вредительстве обвинили Павла Мартыновича Чернобу. Зять репрессированного атамана, бывший церковный служитель, ссыльный, лишенный прав, да к тому же во время обыска под его одеждой был обнаружен подрясник. Этого хватило, чтобы признать его врагом советской власти. Суд приговорил о.Павла к расстрелу.

Хроники упоминают еще об одном священнике, который служил в Трехсвятительском храме в 20-е годы. Это о. Константин Никитин. Он был рукоположен в диаконы еще в 1915 году (ему тогда было 30 лет) и участвовал в богослужениях рядом с о.Николаем Малышевым. А в 1921 году в списках священнослужителей, направленных в Челябинский отдел юстиции, он уже упоминается как иерей. Более полных сведений о нем пока не имеется.

В первой половине 30-х годов была проводена компания по снятию колоколов и запрещению колокольного звона. Летом 1934 г. с колокольни Трехсвятительского храма сбросили колокола. Сделали из него клуб. Потом клуб закрыли и устроили в церкви зернохранилище...

Наверх